Рекламный баннер 990x90px ban1
82.3
93.68

Россия наращивает нефтяной экспорт

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Официальная статистика по национальному экспорту углеводородов остается закрытой, зато активно ведется независимый мониторинг поставок нефти и нефтепродуктов из РФ, и поступающие данные здесь вполне обнадеживающие.

Россия нарастила экспорт нефти и нефтепродуктов в сентябре на 7% к предыдущему месяцу, до 7,5 млн баррелей в сутки (б/с). При этом доходы от экспорта сократились на 5%, до $14,7 млрд. Об этом сообщило в своем отчете Международное энергетическое агентство (МЭА).

В третьей декаде октября — снова поступила порция отрадной статистики по экспорту российской нефти: его морская компонента растет уже четыре недели подряд, поднявшись до самого высокого уровня с конца июня. По данным агентства Bloomberg, за неделю, завершившуюся 20 октября, средний четырехнедельный объем внешних поставок вырос на 140 тыс. б/с, до 3,47 млн. б/с. Экспорт в Азию, включая партии, направляющиеся к Суэцкому каналу, которые, скорее всего, окажутся в Индии, достиг самого высокого уровня за пять месяцев с лишним. В этот регион направляется львиная доля морского экспорта российской нефти, и почти вся она приходит в порты Индии и Китая.

В выручке —  тоже позитивная динамика. За 28 дней до 20 октября валовая стоимость российского морского экспорта нефти выросла до $1,59 млрд в неделю по сравнению с $1,52 млрд в неделю за четыре недели до 13 октября. Это самый высокий показатель с середины августа.

Bloomberg поясняет, что это — следствие сезонных ремонтов на НПЗ, из-за которых  объем нефтепереработки в России стал самым низким за два года с лишним. Хотя справедливо заметить, что зафиксированный агентством прогресс РФ на нефтеэкспортном направлении — в целом свидетельство успешного функционирования национального «теневого» парка танкеров.

В свою очередь издание The Economic Times со ссылкой на данные аналитической компании Vortexa отмечает, что доля РФ в поставках нефти в Индию составила 39%. Россия остается главным поставщиком нефти в Индию благодаря привлекательной цене.

Согласно другим данным Vortexa, которые приводит уже агентство Argus, Россия и Саудовская Аравия сократили морские поставки нефти в Азию по итогам девяти месяцев 2024 года на 5% и 7% год к году, до 3,24 млн б/с и 4,93 млн б/с соответственно.  

Саудовская Аравия сотрудничают в рамках сделки ОПЕК+ по ограничению добычи нефти. Недостаточное предложение саудовской нефти и довольно высокая стоимость ее сырья относительно конкурентных сортов привели к снижению объемов импорта, заключают в Argus.

В то же время расслабляться российским нефтяным компаниям не приходится. Санкции и тарифы осложняют жизнь российский нефтеэкспортерам. И они не только не ослабевают — явно готовятся новые рестрикции.

21 октября издание Politico сообщило о планировании ЕС включить в 15-й пакет антироссийских санкций новые «блокировки» для нефтяных танкеров. Также в третьей декаде октября стало известно, что Анкара вдвое подняла тарифы за прохождение через проливы Босфор и Дарданеллы танкеров с российской нефтью. Затраты фрахтователей выросли до 10-месячного максимума. Это ухудшает экономику экспорта нефти марки Urals из Новороссийска, следует из данных трейдеров, агентства Riverlake и расчетов Reuters.

В свою очередь Bloomberg «выяснило» страховщиков рисков разлива перевозящих российскую нефть танкеров. По его данным, часть танкеров все еще пользуется страховками западных компаний. Однако судовладельцы все чаще обращаются к российским страховщикам, которых поддерживает государственный перестраховщик, находящийся под жесткими санкциями. Некоторым удается найти страховщиков в таких локациях, как Камерун и Кыргызстан.

Лондон же сознательно засомневался в возможностях новых страховщиков обеспечить покрытие последствий ЧП, указывая на ситуацию неопределенности относительно того, насколько оперативными и всеобъемлющими могут быть выплаты в случае серьезных инцидентов — крупного разлива, корабельных поломок с утечками и т.д. Тема вышла на передний план 17 октября, когда власти Великобритании заявили, что начнут проверять танкеры с подозрительным страхованием при проходе через Ла-Манш. Тогда же кабмин страны ввел санкции против еще 18 российских нефтяных танкеров и четырех метановозов, что стало самым крупным раундом на сегодняшний день в отношении так называемого «теневого флота» России.  Теперь общее число российских нефтяных танкеров, попавших в блок-лист Британии, достигло 43 единиц: они не смогут заходить в местные порты и пользоваться британскими морскими услугами.  

Британский кейс не уникален — не так давно западные СМИ тиражировали вбросы о том, что российские «теневые танкеры» угрожают экологии Балтики; а власти Дании даже намеревались инспектировать «подозрительные» корабли, но на подобные откровения не решились.

Москва считает западные санкции незаконными и требует их отмены. Президент России Владимир Путин заявлял, что нефтяные и газовые компании «чувствуют себя уверенно», несмотря на ограничения.

Правительство РФ неустанно генерирует контрсанкционные инициативы — одна из свежих новаций — 23 октября Минтранс предложил наделить ПАО «Совкомфлот» правом самостоятельно определять перечень раскрываемой информации.

 

 

27384

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы